Размер шрифта

Обычная версия сайта

Объединённая дирекция заповедника «Саяно-Шушенский» и национального парка «Шушенский бор»

Заповедник «Саяно-Шушенский» принял участие в Экологической школе на базе природного парка «Ергаки»

Ботаническая экскурсия

На территории природного парка «Ергаки» с 29 июля по 11 августа проходит летняя смена краевой экологической школы. В ней в качестве преподавателя (зоология и экологическое экскурсоведение) по приглашению дирекции парка принял участие инструктор-методист по туризму заповедника, к.б.н. Тимур Мухамедиев.

На обзорной точке во время экскурсии

Инициатором проекта три года назад выступила Татьяна Сергеевна Денисова, педагог Красноярской гимназии № 1 «Универс». Благодаря поддержке дирекции парка «Ергаки» и непосредственному участию научного сотрудника парка Александра Михайловича Хританкова школа обрела свою базу на кордоне Таловка на правом берегу р. Ус в 15 км от с. Верхнеусинское. Сам кордон и прилегающая к нему территория представляют идеальные условия для проведения полевых практик школьников и студентов, а тщательно подобранный в соответствии с тематикой преподавательский состав служат залогом успешной и плодотворной работы. Одним из отдаленных эффектов реализации проекта может стать подготовка профессиональных кадров для работы на ООПТ.

Измерение размеров гадюки

На этот раз в работе школы были задействованы сотрудники парка, Красноярского института Леса и древесины СО РАН, преподаватели гимназии и волонтеры. Участниками смены стали учащиеся гимназии и Верхнеусинской средней школы с руководителем школьного лесничества Федоровой Ольгой Викторовной.

В программе школы особое место отводилось исследовательской работе в трех лабораториях – зоологической, ботанической и экологического туризма.  В интенсивном режиме ребята получали теоретические знания и практические навыки на стационаре и в полевых экскурсиях, во время мастер-классов и в процессе самостоятельного сбора полевого материала.

Определение насекомых по определителю

Блок зоологический включал постановку цели и задач зоологических исследований, обзор методик учета животных, выбор наиболее доступных и применимых в практике школы методик, ведение дневников наблюдений и заполнение необходимых первичных документов, сбор и обработку полевого материала, работу с определителями, разнообразие зоологических коллекций и основы таксидермии, полевую практику по учету мелких млекопитающих и составлению научной коллекции. На практике ребята  учились выбирать тему исследовательской работы, правильно вести дневниковые записи, определять животных по визуальным признакам и следам жизнедеятельности, освоили методики фаунистических исследований и учета относительной численности рукокрылых, мышевидных грызунов и насекомоядных, учились  изготавливать и оформлять зоологические коллекции.
Блок экологического экскурсоведения включал разделы: общая методология экскурсоведения, научная база и контрольный текст экскурсии, авторский текст экскурсии, идеальная модель экскурсовода, психологические аспекты ведения экскурсии, экскурсия в природной среде как главное звено в экологическом познавательном туризме, экологическая тропа, мастер-класс по проведению полевой экскурсии в окрестностях лагеря.

Подготовка к выходу на полевую экскурсию

В качестве продолжения образовательного модуля участникам школы были продемонстрированы видео- и фото-материалы об ООПТ юга Красноярского края с комментариями сотрудников заповедника и природного парка.

В свободное от образовательной и исследовательской программы время участники школы активно отдыхали на реке или на импровизированной спортплощадке, с удовольствием общались с местным мерином Санькой и живым талисманом школы – ежом Петровичем, привезенным из живого уголка гимназии, сами инициировали и реализовывали вечерний досуг и творческую программу – шили на швейной машинке, играли в шахматы и волейбол, рисовали и, конечно же, пели у костра под гитару. А еще был двухдневный поход по основным достопримечательностям парка с ночевкой в палатках.

Основным результатом школы стали индивидуальные предварительные отчеты о полевой практике, определение тем и планов написания исследовательской работы каждого участника школы, а по второму блоку — проект полевой экскурсии или экологической тропы. Обо всем этом ребята доложили на миниконференции, которая состоялась здесь же — на кордоне Таловка 10 августа.

Благодарим дирекцию и сотрудников природного парка «Ергаки», руководителей и организаторов школы от гимназии «Универс» за приглашение к участию в этом замечательном проекте! А участникам школы желаем творческого настроя на весь учебный год, реализации планов и идей, родившихся на Таловке и новой встречи следующим летом!

Фото: Наталья Трямкина

Пресс-служба заповедника «Саяно-Шушенский»

Top