Размер шрифта

Обычная версия сайта

Объединённая дирекция заповедника «Саяно-Шушенский» и национального парка «Шушенский бор»

Заповедная наука для школьников

Сотрудники Саяно-Шушенского заповедника совместно с Центром туризма, краеведения и экологии провели семинар «Заповедная наука для школьников» в рамках программы «Интенсивная школа исследователей».

Приняли участие в семинаре учащиеся и их руководители из средних общеобразовательных школ поселка Шушенское №2 и №3, а также педагоги Центра туризма краеведения и экологии. Все участники и организаторы семинара собрались в конференц-зале административно-экскурсионного комплекса Саяно-Шушенского заповедника. На семинар пришли не только ребята, которые уже занимаются научно-исследовательской деятельностью, но и те, кого заинтересовало данное направление и кто только думает над темой своего будущего исследования. 

На первом этапе семинара школьникам предложили найти соответствия между определением категории ООПТ и названием категории. В результате участники повторили, а некоторые из ребят узнали: чем отличается заповедник от национального парка, для чего создаются заказники и что такое памятник природы. Затем заместитель директора по научной работе заповедника «Саяно-Шушенский» — Елена Алексеевна Шикалова познакомила участников с историей создания и деятельностью заповедника, а также рассказала о возможностях взаимодействия заповедника со школьниками в их научно-исследовательской работе. В библиотечных фондах заповедника имеется множество литературы об особо охраняемых природных территориях нашей страны, их животном, растительном мире, ландшафтном разнообразии, климатических условиях и многое другое. Ежегодно, начиная с 1978 года, Саяно-Шушенским заповедником выпускается сборник результатов исследований, проведённых на территории ООПТ — Летопись природы. Помимо работы с литературными источниками, имеющимися в заповеднике, сотрудники научного отдела предлагают желающим помочь в проведении ботанических, зоологических исследований. В дополнение, школьникам рассказали о важности фенологических наблюдений: несмотря на то, что вести календарь природы и записывать наблюдения может каждый, эти сведения могут привести к открытию новых закономерностей, о которых человечество не знало ранее.

Далее ребята разделились на 2 группы по своим школам и занялись разработкой темы, а затем целей, задач и методов своих будущих проектов. Одна группа решила выяснить факторы, способствующие выходу бурых медведей к населенным пунктам. У второй группы были представлены сразу 3 проекта: «Возможно ли в климатических условиях поселка Шушенское вырастить манго?», «Влияние ароматов цветущих растений поселка Шушенское на самочувствие человека», а также «Определение характера человека по рисунку».

В ходе защиты своих проектов ребята получили важные поправки, подсказки и советы от педагогов и сотрудников заповедника по проведению планируемых научно-исследовательских работ.

По итогу семинара у школьников проверили знания по заповедной науке с помощью теста. Со всеми вопросами ребята справились.

Надеемся, что начинающие исследователи заинтересовались заповедной наукой, и возможно некоторые из них посветят ей свою научно-исследовательскую деятельность, а в дальнейшем, может быть, станут сотрудниками ООПТ  и свяжут свою судьбу с охраной природных богатств нашей бескрайней Родины.

Фото: Е. Скоробогатова

Пресс-служба заповедника «Саяно-Шушенский»

23 октября 2018

Top