Полевой практикум как средство экологического просвещения
Юные экологи из Центра туризма, краеведения и экологии под руководством сотрудников Саяно-Шушенского заповедника провели оценку антропогенного воздействия на учетном маршруте в районе памятника природы краевого значения — реки Шушь на острове Отдыха.
Комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий на местность проводилась по методике А.С.Боголюбова, согласно которой группа школьников методом количественного учета на выбранном маршруте вполне может оценить непосредственный, «бытовой» уровень нагрузки на обследуемую территорию.
Первым делом участников группы научили пользоваться компасом. Кроме того юннаты узнали, что и без этого полезного прибора можно определить направление сторон света с помощью таких ориентиров как полярная звезда и деревья. Направление полярной звезды совпадает с северным направлением, а зная, какой ветер преобладает в данной местности, по наклону большинства деревьев несложно определить стороны света.
Отправной точкой маршрута группы начинающих экологов стал подвесной мост через реку Шушь. Далее был определен азимут маршрута, и группа двинулась в путь. По пути ребята, согласно методике учета, записывали все встречающиеся объекты, появившиеся в природной среде в результате человеческой деятельности. Для облегчения работы, автор методики сгруппировал их в три типа: измеряемые (канавы, просеки, дороги), неизмеряемые, имеющие стандартную ширину (трубопроводы, линии электропередач) и точечные, такие как кострища, бытовой мусор. Полученные данные фиксировались в полевом дневнике. Вместе с тем, с помощью шагомера, подсчитывалось и записывалось расстояние от начала маршрута до всех регистрируемых объектов. В обязательном порядке указывались и пострадавшие под антропогенным воздействием деревья, выгоревшие или вытоптанные обширные участки и встречи с синантропными животными (вороны, бродячие кошки, собаки).
Завершился полевой практикум отдыхом у костра с согревающим чаем.
Далее, для определения антропогенного воздействия обследуемой территории, ребятам предстоит обработать полученные данные.
Сотрудники отдела экологического просвещения заповедника убеждены в том, что полевая практическая работа школьников – это самый эффективный способ приобщения молодежи к исследовательской деятельности и повышения уровня экологической грамотности подрастающего поколения.
Фото: Е. Скоробогатова
Пресс-служба заповедника «Саяно-Шушенский»
06 марта 2019