Особенности транспортной логистики Саяно-Шушенского заповедника
Географическое положение заповедника, сложно пересеченный рельеф местности, гидрография, климат и разнообразие природных зон — все эти факторы являются определяющими для транспортной логистики сотрудников заповедника во все сезоны года.
Круглогодично сотрудники заповедника реализуют множество мероприятий, направленных на решение задач по организации научных исследований и осуществлению охраны природных комплексов. Важное место в планировании хода выполнения работ занимает транспортная логистика, ведь территория заповедника расположена в труднодоступной местности, в горах Западного Саяна на самом юге Красноярского края. Вблизи нет развитой дорожной сети в силу удаленности от административных центров, потому для максимальной экономии времени на доставку научных сотрудников и государственных инспекторов в заповедник используются различные виды транспорта и составляются комбинированные маршруты с необходимыми корректировками в соответствии со временем года.
До установления ледового покрова на Енисее, до заповедной территории от административного здания заповедника в п. Шушенское добираются сначала на автомобиле до залива реки Джойская Сосновка, а далее — на катере по водохранилищу. Сезон навигации длится примерно с начала мая и до конца декабря, в зависимости от температурного режима. Достаточно «поздний ледостав» объясняется тем, что водохранилище, образованное в результате строительства Саяно-Шушенской ГЭС, имеет очень большую глубину, местами до 220 метров, в связи с этим процесс формирования льда здесь достаточно длительный.
До тех пор, пока не ляжет снег государственные инспекторы в целях патрулирования и научные сотрудники во время научных экспедиций передвигаются по территории в пешем порядке и на конях. Доставка к стартовой точке работ осуществляется на небольших быстроходных катерах по Саяно-Шушенскому водохранилищу.
В зимний период, когда водохранилище сковывает лед, чтобы добраться до территории заповедника используется другой маршрут. От административного здания на автомобиле через село Верхнеусинское добираются до устья реки Ус, а далее на хивусах — катерах на воздушной подушке, до кордонов заповедника. Таким образом, водохранилище в любой сезон является очень важной транспортной артерией. На первый взгляд кажется, что зимний путь проще, чем летний. На самом деле это не так. Передвижение по льду требует особой осторожности и определенных навыков водителя. Случается, что «ожидание безопасного льда» занимает долгое время, что исключает возможность провести смену госинспекторов кордонной службы в запланированные сроки. Об этом нюансе сотрудников предупреждают заранее, до «заезда на неопределенный срок», чтобы люди смогли запастись необходимым объемом продуктов и вещей.
Перемещение непосредственно по территории заповедника зимой возможно на снегоходах, в пешем порядке или на лыжах. Учитывая площадь заповедника, которая составляет почти 400 тысяч гектаров, и небольшой штат госинспекторов, использование снегоходов и хивусов при патрулировании заповедной территории является необходимым условием при проведении природоохранных мероприятий, определяющим скорость реагирования и охват осматриваемой местности.
Таким образом, при планировании каждого полевого выхода, будь то рейдовое задание оперативной группы или научные исследования – сотрудники заповедника тщательно планируют транспортную логистику для максимальной экономии времени и обеспечения эффективного выполнения конкретных задач.
Фото: А. Скляр, С. Волков
Пресс-служба заповедника «Саяно-Шушенский»
07 февраля 2019