Размер шрифта

Обычная версия сайта

Объединённая дирекция заповедника «Саяно-Шушенский» и национального парка «Шушенский бор»

Интервью Главы Минприроды России Сергея Донского «Российской газете»

Пути отходов

Полигоны отправят на свалку

В каждом регионе появятся экологические карты, на которых люди смогут указывать проблемные места, а власти обязаны будут наводить там порядок, сообщил «Российской газете» министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.

А через год в стране начнется «мусорная реформа». Ее цель — избавиться от неприлично огромных полигонов с бытовыми отходами и начать наконец цивилизованно собирать и перерабатывать мусор. Также министр рассказал о повышении в два раза штрафов для браконьеров и о развитии экологического туризма.

Сергей Ефимович, когда у нас запретят пластиковые пакеты? Никакие карты не помогут с ними справиться.

Сергей Донской: Я против запретов, запрещать мы все умеем. Вопрос в том, как сделать, чтобы было эффективнее использовать бумажные пакеты. Основная претензия к пластиковым — они долго разлагаются. Уже есть производители, которые разрабатывают и используют технологии по быстро разлагаемым пакетам.

Но пока их — капля в море мусора.

Сергей Донской: По пластику вообще — не только по пакетам — мы увеличиваем норматив утилизации и вводим запрет на захоронение. Это произойдет с 2019 года. А с этого года мы запретили захоранивать лом и отходы металлов, термометры, ртутные лампы. Бумагу и картон, полиэтилен и полиэтиленовую упаковку, стеклянную тару, а также покрышки запретим отправлять на полигоны с 2019 года, а с 2020-го — электробытовые приборы и батарейки. Причем это перечень не закрытый, в него вносятся изменения и с точки зрения товарных групп, и в части норматива утилизации.

Но, согласитесь, чтобы и это сработало в полную силу, надо реально наладить раздельный сбор мусора. Сколько лет нам на это понадобится, учитывая, что в 2019 году начнется реформа системы управления отходами?

Сергей Донской: Вопрос в том, готово ли население. На подготовку к переходу на раздельный сбор понадобится не менее десяти лет. Регионы будут двигаться по дорожкам на разных скоростях, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Уже сегодня есть те, что готовы за пять лет перейти. Федеральное законодательство создает условия для перехода. Интерес у людей к этому тоже есть. Остается добрая воля региональных властей. Это задача не одного года, поэтому и прогноз делаем с запасом, опираясь, в том числе, на опыт других стран, где этот переход совершался 20-30 лет. Мы закладываем 10, но будем стараться сделать это быстрее.

Школьники готовы сдавать бумагу, пластик, батарейки. Предприятия могут заключать соглашения со школами

В 2017 году активность регионов начала возрастать. К сожалению, большая часть не приступила к реальным делам — не определены региональные операторы, не разработаны программы. Законодательство определяет, что все регионы должны наладить систему с 1 января 2019 года, и многие региональные власти считают, что еще год у них есть. Но с учетом той проблематики, которую мы сейчас видим, в выигрыше будут те, кто раньше начнет этот процесс. Необходимо делать это поэтапно, начиная с сегодняшнего дня, а не ждать 1 января 2019 года, планируя заскочить в последний вагон.

Игра в бутылочку

Если наладить раздельный сбор так сложно, давайте поставим два бака — для пищевых отходов и всего остального. Отделить картон от стекла проще, чем от каши?

Сергей Донской: Зачем изобретать велосипед? Мы исходим из мировой практики, где отходы классифицируются по содержанию полезных компонентов — металл, пластик, бумага, стекло, пищевые. Большую часть можно использовать для производства других товаров. Это уже отработанная технология. Конечно, можно идти своим путем, но самый лучший вариант — это все-таки смотреть, как это уже происходит в других странах. У нас уже работает институт расширенной ответственности производителя (РОП). Делаем так, чтобы отход, который образовался из товара, вернулся к его производителю, замыкаем этот цикл на производителе. Там, где источник образования отходов, там его и используют в дальнейшем. Получается круговой оборот — производишь напитки в стеклянной бутылке, значит, занимаешься и производством стекла из использованной тары.

И как к этому относятся производители? Им проще заплатить экосбор или они готовы заняться переработкой?

Сергей Донской: Производители заинтересованы именно в переработке. Поэтому мы ожидали собрать в 2017 году шесть миллиардов рублей экосбора, а получили всего 1,5 миллиарда. Целый ряд предприятий отчитался о выстраивании системы переработки. Росприроднадзор провел масштабную проверку работы компаний, вывод — действительно, бизнес реально готов этим заниматься. Единственно, что просят предприниматели — не увеличивать платежи слишком быстро, иначе они не успевают наладить сбор отходов и им проще заплатить. Поэтому у нас предусмотрена этапность. И наша ключевая задача — не фискальный сбор, а исключительно стимулирующий платеж для того, чтобы создавались мощности по переработке. Причем совместно с конкурентами, ассоциировано — такой опыт был эффективен в других странах.

Так давайте упростим задачу, например, обяжем торговые сети принимать бутылки?

Сергей Донской: Зачем обязывать, нужен экономический механизм, который простимулирует. Мы никого не хотим заставлять административно вовлекать во вторичный оборот отходы из товара, потерявшего потребительские свойства. Мы хотим установить точечно в цепочке производства экономический стимул, формируя тем самым замкнутый цикл. Предприятия сами должны с торговыми сетями договариваться, и не только с ними. С 2018 года мы дали ретейлу право без лицензии собирать отходы, раньше это можно было сделать только с ней. Можно и школы вовлечь, дети готовы участвовать — сдавать бумагу, пластик, батарейки. Предприятия могут заключить с конкретными школами соглашения, а дети заработают на карманные расходы. В СССР такая практика была, когда дети сдавали стеклянные бутылки из-под кефира, например. И я в школьные и студенческие годы сдавал и стекло, и макулатуру. Потом получал за это книги. Никто не мешает заново реализовать эти механизмы.

В этом году в законодательство должно войти понятие «экологическая информация». Зачем?

Сергей Донской: Мы ожидаем принятия этих поправок в 2018 году. «Экологическая информация» в законодательстве отсутствует. Наша цель — закрепить это определение. Сейчас мы используем более 20 информационных систем, собирающих и обрабатывающих самые различные сведения об окружающей среде. Большая ее часть будет размещена в Интернете в форме открытых данных с привязкой к географическим картам. Так люди смогут узнать все о состоянии окружающей среды в том регионе, где живут. При этом сейчас уже используется в пилотном режиме в девяти регионах информационная система «Наша природа». Она позволяет населению реагировать на незаконные свалки. Как получим результаты, будем распространять ее на другие регионы. Население может указывать на карте экологические нарушения, а местные власти оперативно будут решать эти проблемы.

Помощь людей, конечно, мощная поддержка. Но когда же, наконец, от НДФЛ освободят доходы, полученные от сдачи мусора?

Сергей Донской: Мы будем добиваться принятия решения в этом году.

Заповедными тропами

Экологический туризм бурно развивается в мире. В какую сумму оценивается его объем в России?

Сергей Донской: Число посетителей заповедников и национальных парков растет. Объем всего экологического туризма оценить сложно, ведь это не только туризм на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), в него входит и сельский туризм, и «зеленый» туризм. Данные еще не обобщены. На ООПТ активно развивается познавательный туризм как вид экологического туризма — для знакомства с природными и культурными достопримечательностями. С 2011 года, когда была утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года, число посетителей национальных парков и природных заповедников к 2017 году увеличилось на 50 процентов. Около девяти миллионов человек посетили за год национальные парки, а заповедники — около двух миллионов человек. Турпоток растет постепенно, по мере того, как ООПТ формирует инфраструктуру. При этом делается все необходимое, чтобы туризм не вступал в противоречие с охраной природы.

Какие места и заповедники чаще всего посещают?

Сергей Донской: Из национальных парков — «Лосиный остров», «Сочинский», «Приэльбрусье», «Плещеево озеро», «Куршская коса», «Прибайкальский», «Самарская лука» и «Угра». Из заповедников — «Столбы», «Приокско-Террасный» и «Шульган-Таш». Сочинский национальный парк занимает одну из лидирующих позиций по количеству посетителей и является безусловным фаворитом в рейтинге узнаваемости. В Год экологии стартовал приоритетный проект «Дикая природа России». Мы определили семь пилотных территорий, где будут отрабатываться программы развития экологического туризма. Наиболее привлекательны для путешествий Алтай, Прибайкалье, Северный Кавказ и Дальний Восток.

Штрафы за браконьерство вырастут в два раза. За лося теперь придется заплатить до 560 тысяч рублей

Для любителей особенного отдыха мы предлагаем Арктику. Следом разработаем программы еще для 15 ООПТ. В этих районах мы планируем в 3,5 раза увеличить обеспеченность туристической инфраструктурой. Это экскурсионные экологические тропы и маршруты, смотровые площадки, музеи и визит-центры. В итоге число «экотуристов» вырастет втрое. Средства, полученные от туризма, пойдут на программы охраны природных комплексов, восстановления и увеличения популяций редких видов животных.

Сколько людей работает в этой индустрии?

Сергей Донской: В заповедной системе занято около 10 тысяч человек, и они обеспечивают весь комплекс мероприятий по охране, науке, по экологическому просвещению и туризму. Финансирование ООПТ с 2011 года удвоилось до полумиллиарда рублей, хотя мы понимаем, что это еще очень мало.

Отстрел на 18 миллиардов

Каковы сегодня объемы нелегально и легально добытых охотничьих ресурсов?

Сергей Донской: Стоимостная оценка легальной охоты составляет 16 миллиардов рублей, а ущерб от незаконной добычи — 18 миллиардов рублей.

Будут ли увеличены штрафы для браконьеров в 2018 году? Получат ли инспекторы новые полномочия?

Сергей Донской: Ответственность за браконьерство в 2018 году вырастет в два раза. Например, максимальный размер вреда, причиненного уничтожением лося, увеличится с 280 тысяч до 560 тысяч рублей.
Предполагается наделить инспекторов, осуществляющих лесной, охотничий и рыбный контроль перекрестными полномочиями. Производственным охотничьим инспекторам и общественным инспекторам по охране окружающей среды дадут право составлять протоколы по фактам нарушения законодательства в сфере охотничьего хозяйства. Также они смогут доставлять граждан в органы внутренних дел, проводить личный досмотр, досматривать вещи, изымать орудия и продукцию охоты.

Кроме того, МВД России разработаны совместно с минприроды изменения в Уголовный кодекс для ужесточения ответственности за незаконную добычу, приобретение и продажу объектов животного мира, занесенных в Красную книгу, в том числе с использованием сети Интернет. Эти поправки одобрены на заседании правительства и скоро поступят в Госдуму. Также мы хотим увеличить ответственность за нарушения правил охоты — поднять штраф до 500 тысяч рублей (сейчас до 200 тысяч), а в случае незаконной добычи охотничьих ресурсов группой лиц — до одного миллиона рублей (сейчас до 300 тысяч) или лишение свободы на срок от трех до пяти лет (сейчас до двух лет).

Какая ситуация сейчас в стране с волками? Ряд регионов жалуется на чрезвычайно расплодившихся хищников.

Сергей Донской: В охотничьих угодьях сейчас серьезный дисбаланс в соотношении численности волка и основной добычи — копытных. Численность волка в России в течение последних двух лет колеблется на уровне 50-55 тысяч особей. Это почти в три раза превышает максимально допустимую численность хищника. В 2016 году численность волков в России составила 50 тысяч особей, а было добыто около 9 тысяч. В 2017 году соотношение составило уже 57 к 9. Ущерб, наносимый волками, сельскому и охотничьему хозяйству исчисляется сотнями миллионов рублей ежегодно.

Ключевой вопрос

ПОДМОСКОВЬЕ: КУДА ПОВЕЗУТ МУСОР

В конце прошлого года президент опять поручил навести порядок в сфере отходов Москвы и Подмосковья. Как можно решить мусорную проблему мегаполиса?

Донской: В Москве и Московской области ежегодно образуется огромный объем твердых коммунальных отходов (ТКО) — около 12 миллионов тонн. Решить проблему можно только комплексно — территориальные схемы по обращению с отходами, утвержденные регионами еще в 2016 году, должны корреспондироваться друг с другом и учитывать весь объем накопленного мусора, логистику перемещения, программы по утилизации. Сегодня закрываются старые полигоны отходов в Подмосковье. За пять лет из-за несоответствия экологическим требованиям прекращена работа 24 таких объектов из 39. Но в результате сложился дефицит мощностей. Устранить его должна была модернизация пяти действующих полигонов с прирезкой дополнительных земельных участков, а также строительство двух новых объектов. Подмосковные власти запланировали эти работы, но план уходит за 2020 год.

Сейчас мы на этапе, когда необходимы решения, которые позволят эти сложные узлы разрубить — затягивать с решением вопроса нельзя. Прорабатывается совместно с РЖД вопрос о вывозе столичного мусора в другие регионы. Перевозка мусоровозами предполагает транспортное плечо, понятно, что мусор далеко по дорогам не увезешь. Это ограничение сказывается на географии размещения полигонов. Рядом с городом — люди против, где-то подальше от мест проживания — выше тарифы, население к этому не готово. Поэтому нужно искать альтернативные решения. РЖД готова взяться за перевозки мусора по льготным тарифам на большие расстояния. Если опыт будет успешным, он может стать системным решением вопроса межрегионального управления отходами.

Сейчас идет отработка этого механизма. Есть разные варианты транспортировки отходов — и открытым способом, и специальными контейнерами, — но прежде чем загружать мусор в вагон, нужно отсортировать его. Сортировка обязательна для того, чтобы эту схему эффективно выстроить. Поэтому необходимо создавать сортировочные станции. Инфраструктура все равно понадобится, потребуются вложения значительных средств. И это как раз требует в целом создания инвестиционного климата в этой сфере.

Не получится ли, что пожаловались в Балашихе, отходы поехали в Некрасовку, пожалуются там, мусор уедет в Долгопрудный?

Донской: Мы требуем от подмосковных властей системных решений, причем совместных с Москвой. Главное для нас — наладить переработку отходов. Начинать этот переход нужно было еще в 1990-е годы, мы же только в 2014 году приняли соответствующий закон, который очень сложно согласовывался. По большому счету здесь решающей оказалась позиция президента. Сегодня даже для форсированного перехода необходимо ввести раздельный сбор мусора, создать инфраструктуру и организовать масштабную работу с населением. Считаем, что создание мощностей по термической переработке позволит значительно снизить объем захоронения в Московском регионе, где ситуация, объективно, критическая. Но для этого сначала нужно пройти все предусмотренные законом процедуры, в том числе получить положительное заключение государственной экологической экспертизы, обеспечить общественные слушания.

Источник: официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Top