Как живут пионеры экологии в России

130117

  Образовательный проект «Заповедная смена» запустили в Саяно-Шушенском заповеднике

  Год кино в России истек. Наступил год экологии. Это значит, что всей страной мы постараемся, наконец, обратиться к матушке-природе.

  Дышать нечем. Леса горят. Мусор вывозить некуда. Но что с этим делать?

  Вероятно, менять сознание людей. Все проблемы махом не решить. Но если получится сформировать в голове людей бережное отношение к природе, воспитать трепет перед фауной и флорой, откатить разум до настроек на Пришвина и Бианки — глядишь, скоро будем иметь не только большую, но и чистую страну. Сбережем бескрайние просторы для потомков.

  Тем более, что первые шаги уже делаются.

  11 января в день 100-летия создания Заповедной системы России в Саяно-Шушенском заповеднике запустили всероссийский молодежный образовательный проект «Заповедная смена».

  Что это такое?

  Грубо говоря, «Артек» с прицелом на адресную пользу заповедникам. С внедрением образовательной изюминки. Экспедиции в парки и заповедные зоны, квесты и лектории — все то, что может быть интересно подрастающему поколению. И на доступном языке. Придуман такой формат группой компаний En+ и национальным фондом «Страна заповедная» (в рамках Программы «Школа нового поколения» фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело»).

 1301171 Первую «Заповедную смену» открыли в Сибири — на юге Красноярского края, на базе Саяно-Шушенского заповедника — огромного природного массива, который раскинулся на территории почти 400000 гектаров вдоль Енисея. Туда прибыли 25 учеников и 5 учителей из «Школ нового поколения» Хакасии, Красноярского края и Иркутской области.

  Подобные экспедиции проводятся каждый год. А что они подразумевают?

  - Проект «Заповедная смена» решает сразу несколько задач, - поясняет руководитель проектов устойчивого развития группы компаний En+ Мария Грачева. - Во-первых, проект обращает внимание подрастающего поколения на проблему охраны окружающей среды, учит бережному отношению к природе. Во-вторых, он направлен на качественное улучшение массового образования в России. «Заповедная смена» дает школьникам возможность увидеть самые настоящие реалии производства, помогает определиться с выбором профессии в будущем.

  Есть два образовательных блока: экологический и промышленный. Первый — это изучение специфики заповедника, он нужен для повышения экологической грамотности школьников. Второй — различные активности. Например, образовательный квест на территории действующих предприятий — то есть выполнение заданий на месте. Дети могут погрузиться в работу природоохранных предприятий не с помощью скучного учебника или не всегда достоверной википедии, а лично — и в игровой форме.

Вот пример из летней смены: квест «от морского зайца-лахтака» — в течение 4 дней дети получали задания по охране заповедных территорий, научным исследованиям и просвещению, в игровой форме представляли себя в роли инспекторов, ученых и экспертов по туризму, а в заключение каждая команда создала свой заповедник.

  Конечно, все приходит при поддержке специалистов.

 1301172 Во время смены постичь детям тонкости работы природоохранных комплексов помогают сотрудники Саяно-Шушенского заповедника, Саяно-Шушенской ГЭС, научного центра «РусГидро», Абаканской солнечной электростанции, Хакасского национального краеведческого музея им. Р.Л. Кызласова, Шушенского историко-этнографического музея, Преображенского собора г. Абакан.

  В первую очередь — это полезная практика. В советское время дети не стремились уехать на Кубу и жить безбедно, хотя у наших стран были хорошие отношения. Молодежь стремилась покорять космос, возводить БАМ, каждый трепетал от мысли помочь стране, внести вклад. Теперь это звучит смешно для некоторых.

Но ради большой идеи и рождается человек.

  Экологические «Заповедные смены» дают детям возможность поверить в великую цель — облагораживание планеты и есть задача каждого из нас. Кроме того, сокращается дистанция между знаниями из учебников и реальной жизнью. Как дышит предприятие и за счет чего работает — подростки могут в ручном режиме почувствовать это. На каждый вопрос есть ответ.

  - Благодаря таким проектам, как «Заповедная смена», школьники получают представление о том, как можно одновременно и развивать экономику, и сохранять природное разнообразие, - подчеркивает исполнительный директор национального фонда «Страна заповедная» Ирина Санникова. - Они видят, что природа и энергетика могут находиться в органичном взаимодействии. Кроме того, ребята на практике узнают, что они могут сделать сами для развития заповедной системы и сохранения дикой природы.

 1301173 Еще одна важная задача — профориентация. На выпуске из школы в 16 или 17 лет невозможно понять или угадать, что станет делом жизни. Во время «Заповедной смены» школьники видят, какие есть виды работ, как это протекает, что такое деньги, материалы, как можно эффективно расходовать время и так далее.

  Вернемся к тому, с чего начинали — воспитание поколений. Выходит так, что именно с помощью «Заповедной смены» формируется качественно новая культура школы. Теперь это не бурса, где за провинности ставят на горох и каждый ученик боится сделать уроки неправильно.

  Это живая система, интерактив, самообучающаяся организация, в которой педагог и пионер экологии — единый организм. Детей учат решать нестандартные задачи, убеждать и вести за собой. И что немаловажно — наделяют инженерским опытом, посвящая в проектно-исследовательскую деятельность. С помощью таких инновационных школ подростки могут сформировать устойчивую систему ценностей, совместимых с традициями национальной и мировой культуры.

  

  13.01.17

  Фото: Ахпашев М., Бубнова Ю.

  Источник: официальный сайт газеты "Комсомольская правда"