О туризме с паспортом в руках

221215  На минувшей неделе сотрудники Саяно-Шушенского заповедника приняли участие в совещании рабочей группы по разработке туристического паспорта Шушенского района. Создаваемый документ унифицированной формы предусматривает сбор информации о туристских возможностях территории, включая услуги всех субъектов турбизнеса с обозначением объемов, цен и других важных для потенциальных туристов характеристик.

Саяно-Шушенский заповедник является важным объектом для посещения отечественными и зарубежными туристами. Поэтому при составлении паспорта Шушенского района предусмотрено наличие информации как о действующих экскурсиях и маршрутах, так и о движимом и недвижимом имуществе учреждения, включая информационные центры, транспортные средства, которыми заповедник располагает для туристического сервиса.

  На совещании говорилось о важности информационных ресурсов и наиболее перспективных видах туризма. Для заповедника предпочтительными являются познавательный, экологический и научный туризм, поэтому в его стратегии развития особое место занимают туристы, ориентированные на познавательный компонент.

  Любая территория формирует свою узнаваемость или идентичность с помощью различных символов или брендов. Коллеги сошлись на том, что животные заповедника – ирбис, кот манул, рысь, сибирский горный козел, марал и другие – найдут свое отражение в сувенирной продукции местных мастеров и тем самым поведают миру о биологическом разнообразии этой уникальной природной территории.

  Тему развития туризма с использованием потенциала особо охраняемых природных территорий продолжили на семинаре-вебинаре, который в минувший понедельник для представителей турбизнеса региона провели сотрудники Саяно-Шушенского заповедника. Акцент на любознательных туристов был сделан в самом названии семинара – «Познавательный вектор развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях». Так, руководитель туристической фирмы «Полония» Наталья Григорьевна Стрижова обратила внимание аудитории на необходимость и важность работы с кадрами, так как вызвать живой интерес к объектам показа может только хорошо подготовленный и увлеченный своим делом экскурсовод. Татьяна Владимировна Егорова, директор ООО «СаяныЭкоТур» отметила повышение спроса на местный турпродукт экологической направленности. Однако, сдерживающим фактором в развитии деятельности в этом направлении является относительно высокая стоимость туруслуг. Директор туркомпании «Альфин туристик» Дмитрий Михайлович Жигунов посетовал, что, несмотря на наличие в каждом ООПТ собственного сайта, информации о туристических услугах заповедников и национальных парков недостаточно для привлечения внимания потенциальных туристов как местных, так и зарубежных. Он предложил ООПТ активнее проводить рекламные туры для туроператоров, чтобы привлекать внимание к маршрутам природных территорий, так сказать, со знанием дела, а вернее с практическим знакомством со всеми преимуществами и нюансами такого путешествия. А директор туристической компании «Золотая Сибирь» Елена Анатольевна Лушникова призналась, что для турагентств с небольшим штатом и опытом работы проще осваивать уже раскрученные туры, хотя отметила, что последнее время спрос на путешествия экологической направленности начал заметно расти.

  Резонным был вопрос, а готовы ли ООПТ к большому наплыву туристов с точки зрения имеющегося ресурса. Организаторы семинара-вебинара ответили, что туристический сезон по маршрутам Саяно-Шушенского заповедника ограничивается навигационным периодом и длится с конца мая по конец сентября. Один катер вмещает не более 10 пассажиров. Таким образом, в среднем за сезон по ним проходят 200 человек. Повышение этого показателя нецелесообразно с позиции рекреационной емкости угодий и фактора беспокойства в местах обитания редких видов животных. Поэтому заповедник ориентируется не на массовость, а на повышение качества предоставляемых услуг и обогащения познавательной составляющей маршрутов. Особенно важно вовлекать в такие путешествия молодежь и семьи с детьми, что требует повышенного внимания к психологической и теоретической подготовленности гидов-проводников.

  Участники семинара обсудили особенности современного состояния рынка туруслуг в регионе, особое внимание уделили необходимости сертификации туристских услуг и услуг средств размещения, а также выработке действенного механизма аккредитации экскурсоводов, гидов-проводников, не являющихся сотрудниками ООПТ. Итогом мероприятия стала договоренность о совместной разработке договоров о взаимодействии в области развития познавательного экологического туризма между турфирмами и особо охраняемыми природными территориями.

  Фото Элинор Пэйт

22.12.2015

Пресс-служба Саяно-Шушенского заповедника